Фильм Голод, 2003

Фильм Голод, 2003

Фильм «Голод» (Hunger point) — единственный фильм об анорексии на русском языке, который мне удалось найти. Это познавательное кино для страдающих анорексией и их близких.

Я постараюсь максимально полно прокомментировать фильм Голод, поскольку без знания особенностей больных анорексией и их семей многие важные детали могут показаться несущественными.

В фильме заболевание девушки называют то булимией, то анорексией. С точки зрения психотерапевтической терминологии в фильме описаны симптомы анорексии и семейное устройство, характерное именно для этого пищевого расстройства.

И еще одно замечание: больные анорексией обычно не прибегают к рвоте как к средству очищения после переедания, поскольку сами приступы переедания — один из симптомов булимии, у которой другие особенности течения и характерные черты личности страдающих ею.

В этом фильме показана основная причина анорексии семейная структура, которая препятствует нормально сепарации дочерей и приводит к созданию у них негативного образа себя. Однако эта причина глубже, чем кажется на первый взгляд. Ошибка матери в фильме не в том, что она постоянно внушает дочерям ценность потери веса. Такого рода мнения подталкивают к пищевым расстройствам, но не являются его причиной, так же как разрекламированные в средствах массовой информации образы худощавых моделей.

Одна из важных причин анорексии — убеждение, что себя можно любить только в каком-то определенном виде, в другом же весе или при отсутствии достижений ты становишься отвратительной и недостойной жить. Именно это воззрение неосознанно транслируется матерью, когда она побуждает дочерей худеть и следить за весом. Для ребенка самое страшное — что его не будут любить родители, если он не будет соответствовать их ценностям, и именно этот страх заставляет дочерей сосредотачиваться на весе и именно он со временем трансформируется в ненависть к себе.

Вторая причина анорексии — полное игнорирование личных границ ребенка, принятое в семьях анорексичек. В фильме Голод показано, в чем может проявляться это игнорирование.

Шелли попросила не говорить о ней, пока ее не будет в комнате. Первое, что делает мать, — начинает говорить о Шелли.

3efc95064f35

Френни с матерью

Мать постоянно нарушает личные границы дочерей: входит в комнату без стука, открывает шторы, будит взрослую дочь, скидывает с нее одеяло, потому что считает, что той пора вставать. Позже говорит надеть ее пиджак, несмотря на протесты дочери; отбирает у нее мороженое в супермаркете.

Мать действительно любит своих дочерей, и эти вмешательства для нее — да и для них — проявления любви. На самом деле в этой любви как будто существуют желания только одного человека — матери. Она старается предусматривать желания и потребности дочерей и таким образом заботится о них, но поскольку она не спрашивает и не слушает их самих, девочки с детства как бы отсутствуют в контакте, их как будто нет.

Из-за этого желание отстоять себя хоть в чем-то становится таким сильным, что они готовы умереть за него. Девочки, чью волю с детства игнорировали, не способны сопротивляться ни в чем, кроме еды, потому что их тело — это последний бастион, который они еще как-то способны удерживать.

Диалог в клинике:

Мать: «Я хочу забрать ее отсюда».
Френни (сестра Шелли): «Мама, она действительно очень больна».
Мать: «Я ненавижу больницы, они вгоняют меня в депрессию».
Френни: «Они вгоняют в депрессию тебя, подумай о том, что чувствует Шелли».
Мать: «Кто знает, что она чувствует!»

Считать детей продолжением себя, приписывать им свои желания и смешивать свои чувства с чувствами детей — это и значит не признавать их отдельность. Если взрослый человек без труда может сопротивляться такому игнорированию собственных мнений, то те, кто испытывает на себе такое обращение с детства, не умеют сопротивляться и только чувствуют, что их как будто не существует. Шелли в момент отчаяния говорит: «Я не существую, у меня просто большая черная дыра вместо личности.»

film-golod

Шелли с подругой

Еще один пример нарушения границ. Френни и мама навещают Шелли в больнице, та попросит не обнимать ее и не трогать ее вещи (это показатель того, что ее границы Я укрепляются, и она начинает сама регулировать дистанцию в общении с другими). Через какое-то время мать берет ее вещь и начинает ее складывать. Шелли повышает голос: «Мама, это мои вещи!» — «Я знаю, дорогая, просто хотела помочь».

Шелли начинает злиться на все, что делает мать и говорит: «Она сводит меня с ума». Нарушение границ в норме и должно вызывать злость, но поскольку у девушек с анорексией обычно тесные и очень близкие отношения с матерью, они испытывают сильное чувство вины, когда пытаются отстаивать свое мнение, и от этого им очень плохо, а вся злость направляется ими на себя, выражаясь в самоповреждениях и еще более строгой диете.

Диалог семьи в кабинете психотерапевта Шелли:

Френни: «Если Шелли считает, что ей нужно лечь в больницу, то пусть ложится, о чем тут говорить?»
Мать: «Она должна быть с людьми, которые ее любят».
Френни: «Значит, уговаривать нас сесть на диету и говорить об этом все время, и сердиться, когда мы набираем вес, — это значит любить ее?»
Мать: «Я была очень толстой в детстве. Моя мать перекармливала меня, потому что таково было ее представление о любви. Я старалась научить своих девочек, что еда — не замена любви. Я сделала все для вас, и я не хочу извиняться за это. Она мой ребенок, и я хочу, чтобы она была дома. Она поедет в больницу только через мой труп».
Шелли (в отчаянии): «Тогда просто умру».

В этом диалоге мы видим упорство, с которым мать пытается удержать дочь возле себя, не осознавая тот факт, что именно от этого дочери и плохо, и трудности, с которыми сталкивается Шелли, противореча матери. Через какое-то время сцена в кабинете психотерапевта повторяется, и мы видим, что Шелли уже намного проще говорить о своих планах.

В фильме Голод мы видим типичное поведение отца в семьях девушек, больных анорексией. Отец любит дочерей и жену, но не общается с ними, отказывается посещать дочь в больнице. Любовь в голове, при отсутствии контакта, оставляет близких «голодными». Это эмоциональное отсутствие отца поддерживается матерью, которая начинает обвинять его и использовать при этом проблемы дочери каждый раз, когда он высказывает свое мнение. Чувствуя свою вину, отец снова отстраняется.

Помогало ли Шелле лечение, раз она все равно продолжала ограничивать себя в еде? Лечение анорексии — очень длительное, и должны быть осуществлены значительные личностные изменения, прежде чем отношение к еде и весу изменится. В больнице нельзя пробыть достаточно долго, чтобы пищевое расстройство прошло полностью. Кроме того, не во всех больницах с анорексичками проводят хоть какую-то психотерапевтическую работу, так что от помещения в больницу можно ждать стабилизации, но не полного излечения от анорексии.

Многие девушки с анорексией и в больнице продолжают втайне лелеять мысль о дальнейшем похудении, так как личностных изменений, достаточных для того, чтобы пищевое поведение вернулось в норму, еще не произошло. В поведении Шелли после больницы мы видим как признаки улучшения (прошла депрессия, девушка начала высказывать недовольство и защищать свои границы), так и признаки болезни (Шелли все еще делит еду на очень маленькие порции, с удовольствием наблюдает, как сестра есть пищу, которую хотелось бы съесть ей самой, и испытывает очень сильные негативные эмоции от обычных для их семьи ссор и разговоров).

Фильм Голод (Hunger point) можно бесплатно скачать здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1689492

avatar1Автор статьи:
Психолог Григорьева Елена